Can you hear the drums, Fernando?

Персональная страничка

8-й день. Пробег - 135 км, время на маршруте - 8 часов.

Утром, разумеется, проснулись поздно. Устроили капитальный завтрак, и лишь в начале первого стартовали.

И местность, и дорога кардинально поменялись. Теперь мы ехали по пересеченке южных предгорий Ловозерских тундр, поросших достаточно молодым (как и почти везде на Кольском) хвойным лесом. Следует отметить, что за время поездки у нас сложилось впечатление (и это действительно так), что лет 40 – 50 назад практически весь полуостров был вырублен. Большинство лесов на нем – молодые. А медленно развивающиеся полярные сосны и елки еще более усугубляют эту картину.

Однако вокруг стало очень живописно. Овраги, сельги, ламбушки, бродики через живописные ручейки, и Ловозерские гольцы на севере... Дорога тоже наладилась, каменистых участков практически не было. Местами дорогу можно было просто назвать раллийной. По пути мы наткнулись на высоченную триангуляционную вышку – очередную «контрольную точку» маршрута, а уже перед самым выездом на большак в сторону поселка Октябрьский увидели отпечатанную на принтере табличку, сообщающую о том, что здесь был лагерь и надо бы склонить голову… В этих местах с 49 по 53 год тянули железную дорогу на восток Кольского. Не дотянули. «Отец народов» почил в бозе и она оказалась никому не нужна. Загубили на это дело, надо думать, не одну тысячу жизней.

Мы припарковали машину и пошли осматривать место. Прямо в лес уходит заросшая «улица» с кюветами. Дальше справа увидели холм, а в нем здоровые печи – мы так прикинули, что это был, ни мало, ни много, крематорий – действительно есть, зачем склонить голову. Дальше – все по правилам – остатки ворот и двух рядов ограждений периметра из колючей проволоки. Столбы где-то попадали, где-то еще стоят, прислонившись к выросшим на месте лагеря деревьям. Дайс тут же капитально запутался в колючке, так что его пришлось взять на поводок и дальше идти аккуратнее. На месте хозпостроек и домов для охраны видны только фундаменты. Похоже избы вывезли, когда лагерь был закрыт. А вот большие землянки, в которых жили заключенные, остались. Большинство из них полностью рухнули, превратившись в бесформенные груды гнилушек посреди обвалованных ям, но некоторые еще частично сохранились. Внутри видны перегородки, остатки дверей и нар. И никаких намеков на наличие отопления. Мы еще немного погуляли по территории среди брошенного хлама и запустения. Фотографировать как-то не захотелось. Вернулись на центральную улицу лагеря и двинулись обратно к машине. Не так давно по «улице» какие-то уроды проехали на чем-то вроде шишиги, безжалостно выкорчевывая и ломая лес. Похоже, просто развлекались. Как я порой ненавижу своих соотечественников.

Поехали дальше. На повороте на дорогу, коей стала та насыпь, которую строили несчастные зэки, встретились двое местных парней на Запорожце. То ли охотники, то ли собиратели. Сама насыпь, разбитая техникой, превратилась в нескончаемую громадную волну из ям и гребней между ними. Иногда попадались достаточно большие лужи, в которые, не зная хорошо фарватер, на Запорожце лучше не соваться. Пейзаж вокруг опять стал суровым. Одно за другим попадались большие болота, перемежавшиеся мрачной тайгой.

Дорога шла то по насыпи, то рядом с ней, то ветвилась на несколько параллельных дорожек. Видимо накатывалась та, по которой было легче проехать. Через некоторое время мы проехали поворот на север, на «1000 ручьев», и дорога окончательно ушла с насыпи, на которой появились шпалы.

В точке N67 30,3155; E34 31,9790 въезжаем в очередную лужу, разлившуюся на дороге. Свежих автомобильных следов нет, так что где фарватер - понять сложно. По привычке держусь ближе к краю – со стороны насыпи. Вдруг, прямо посреди лужи, машина теряет ход и начинает буксовать. Тотчас выжимаю сцепление, но уже поздно. Попытка сдать назад приводит лишь к слабому рывку и бульканью воды. Мы капитально сели брюхом в вязкий ил, колеса просто крутятся в воде, не доставая до грунта. Так, блин, приехали!

В машине почти сразу становится угарно. Тотчас опускаем стекла, открываем люк, включаем на полную вентилятор. Но тяжелый запах выхлопа все равно заполняет салон. Снаружи вода достает до молдингов дверей, т.е. сантиметров на 25 выше порогов. Но уплотнения старушки – Фроси держат, в салоне пока сухо. Изловчившись, достаю из кучи барахла телепузы и тут же натягиваю их, правда, задом на перед, из-за чего штанины перекрутились, но сейчас пофиг, дорога каждая минута. Вылезаю в окно, достаю корозащитку, расчехляю и подключаю лебедку, волоку трос к краю лужи. Ил нефигово засасывает даже меня. Пробую зацепиться за лежащий на краю лужи валун, но, только даю тросу натяжку, как валун начинает ехать в лужу к машине. Чуть подальше, у самой насыпи, нахожу приемлемое дерево, но до него уже не дотягивается трос. Приходится брести к машине за удлинителем. Хорошо, что вся внедорожная снаряга едет у нас в рундуках на крыше, и не надо открывать погруженную в воду дверь багажника. Наращиваю трос, штурман пересаживается на мое место рулить, я орудую брелоком управления лебедкой. Наконец-то выбираемся на берег. Рядом с не спасшим нас камушком лежит обрывок синенькой динамической веревки круглого сечения. Мы не первые «попали» в этой луже. И я, кажется, даже знаю, кто до нас здесь сидел. Уж больно знакомая веревочка. И правда, потом узнаем, что где-то за неделю до нас в этой луже уселся Андрей AWS, да так, что залил себе салон, а ТЕМА, пытаясь его вытащить, порвал свою «динамику».

Мы же на удивление легко отделались. За полчаса, проведенные в луже, машина приняла в салон от силы пару литров воды, и то в основном в багажник.

Практически сразу после этой лужи дорога улучшается. Начинают попадаться припаркованные в лесу глянцевые Шнивы и легковушки кировских и апатитских «собирателей». Вскоре проезжаем Октябрьский – захолустный поселок, живущий неизвестно чем. Натурально - der Arsch der Welt.

После Октябрьского начинается широкий грейдер, быстро превращающийся в асфальт. Мы подъезжаем к Хибинам, и вот уже виден Кировск. Поворачиваем к городу, заправляемся, и едем через него в Хибины. Кировск нам очень понравился. Ухоженный, красивый городок. Едем к горам, держась левее. Дорога становится грейдером, проходит мимо какого-то Д.О., приводит нас к горной разработке с громадными экскаваторами. Не заезжая в разработку, сворачиваем прямо на русло ручья Вудъяврйок, немного проезжаем по нему и выходим на проселочную дорогу. Все это проходимо на легковушке. Наш путь лежит через узкую долину, разделяющую Хибины на западную и восточную части, к базе МЧС (КСС) Куэльпорр и далее – к озеру Гольцовое. Несмотря на принимающийся временами противный дождь, облачность и ветер, вокруг очень красиво. Хибины не идут ни в какое сравнение с Ловозерскими горами. Хоть и суровые, но какие-то… приветливые, манящие. Не даром это давнишний популярный туристический край.

На базе МЧС стояло несколько московских и питерских машин. Мы знали, что здесь есть баня и надеялись помыться. Но вышедший к нам спасатель разочаровал: баня была уже на этот вечер заказана. Я стал расспрашивать его о дороге вдоль северных склонов Хибин на Имандру. Он сказал, что дорога есть, но мы можем и не проехать. Я попросил его сравнить ее с «1000 ручьев», и он, узнав, что мы прошли эту СУшку, сказал, что тогда мы на Имандру, разумеется, проедем. Правда, в конце он обмолвился, что сам по ней… никогда не ездил.

Мы двинулись дальше, рассчитывая встать на озере Гольцовое. По дороге нам встретилась очередная питерская Нива, а по берегам озера поднимались дымы туристических костров. Озеро действительно очень красиво в обрамлении Хибинских гор. Прежде чем встать, мы, следуя дороге, решили перебраться на его правый берег, для чего нужно преодолеть целую систему бродов. Я натянул телепузы и пошел их просматривать. Для подготовленных машин броды не сложные, их можно преодолевать напрямик. На неподготовленных тоже можно пробовать, но необходима тщательная разведка фарватера, который идет то по правой, то по левой стороне бродов. Дно в основном песчаное, но в одном месте мне попался и ил, который без проблем обходится стороной. Рассматривая дно, я нашел очередной, утопленный кем-то мобильник, но так и не полез его доставать. Кто-то, наверное, очень хотел сюда вернуться, и бросил, «на счастье».

В два приема просмотра – проезда мы переправились, организовав показательное выступление для двух парней, тянувших в свой лагерь дрова. На правом берегу озера дорога идет преимущественно по пляжу, покрытому крупным песком и галькой. Нам на встречу попалась большая группа пеших старшеклассников, нагруженных рюкзаками и бредущих босиком через очередной впадающий в озеро ручей. Разговорились с сопровождающими взрослыми. Оказалось – они из Москвы, приехали на поезде в короткий пеший поход по Хибинам. Хотели, как и мы, пройти на Имандру, но не смогли преодолеть брод через реку Куну, вытекающую из северной оконечности озера, из-за сильного течения и порядочной глубины. Так что назавтра нас ждало испытаньице.

Мы проехали очередной палаточный лагерь, и сами подобрали себе укромное местечко на берегу. Поставили палатку, натянули лагерный тент, развели костер, сварили глинтвейн. Стоянка получилась очень уютной. Пригодилась бензопила, так как мелкие дрова вдоль берега сплошь выметены туристами.

 

8-й день. Пробег - 130 км, время на маршруте - 8,5 часов.

На следующий день мы отдыхали до половины второго. Отсыпались, любовались озером, играли с Дайсом. Потом тронулись в путь. Ближе к оконечности озера дорога уходит с пляжа в лес, некоторое время идет вдоль Куны, и, наконец, подходит к броду. Брод и впрямь достаточно серьезный. Река здесь около 50-и метров шириной, представляет собой хороший бурный поток. Я вырубил шест и полез просматривать. Мне удалось пройти только около трети брода. Вода достала мне до… причинного места, и меня начало сносить, невзирая на шест. Дальше я не стал искушать судьбу. Если булькнешься здесь в телепузах, выбраться будет очень тяжело. Просмотрел визуально дальнейший брод, по отсутствию «бочек» на поверхности потока понял, что больших валунов на дне нет, и решил ехать. Сел за руль, и, отбросив все сомнения, двинулся в брод. Тяжело груженая Фронтера уверенно справилась с переправой. На противоположном берегу пришлось раздеваться. Стало жарко от прилива адреналина. Дальше пошла хорошая, не сильно накатанная лесная дорога, отмеченная везде ленточками маршрута пеших туристов. По веселому хвойному лесу мы проехали где-то 2/3 пути, отделявшего нас от озера Большая Имандра. Преодолели несколько маленьких бродиков, любовались периодически проступающими слева видами Хибин. Чуть-чуть напрягало лишь одно: отсутствие следов легких машин. Везде просматривался лишь след «Урала». И вот, в полном соответствии с картой, мы приехали к болотам, которые представляли собой сплошное нагромождение камней среди грязи. И началась тут джиперская развлекуха. Да такая, что «мама - не горюй»! Похлеще, чем на «1000 ручьев». Уверенно ехать здесь можно лишь на машине с очень хорошим клиренсом. Нам же приходилось ювелирно рулить, перескакивать с одной стороны колеи на другую. Пару раз лебедились, один раз зацепились задним мостом так, что пришлось джечиться и подкладывать сэнд-траки. Уже перед самым озером Большая Имандра есть бродик через небольшой ручеек. Пешая туристическая тропка обходит его по мосткам, а нам пришлось соскребаться в него по крутому съезду, по громадным валунам, а потом преодолевать точно такой же въезд. И все же эта СУшка гораздо приятнее «1000 ручьев». Она хоть и сложнее, но короче, и воспринимается как-то ярче, динамичнее.

Вскоре мы подъехали к самому берегу озера, отделенному от нас железнодорожной магистралью на Мурманск. Само озеро большое и красивое, действительно стоит на него взглянуть. Дальше дорога, оставаясь слабо наезженной, несколько наладилась. Такое впечатление, что по ней ездят преимущественно на мотоциклах с колясками. Вот и станция Имандра. Очередное богом забытое место. Во всем поселке – ни одного автомобильного следа. Зато на каждом дворе действительно стоит по мотоциклу. На изгородях сушится свежее сено, на носу август, а ведь это у них – первый покос. Находим какое-то подобие дороги, которое приводит нас через лес к берегу реки Гольцовка. Удивительно, рядом в чаще, обнесенная забором, стоит мощная, красивая усадьба в сталинском стиле. И никого кругом. Брод через реку серьезный, но еще серьезнее – подъем на противоположный высокий берег. С нашей загрузкой, без разгона после брода мы можем и не влезть. Решаем вернуться назад и поискать другую дорогу. Вскоре выезжаем на высоковольтную линию и обнаруживаем вдоль нее накатанную колею. Но опять-таки следы либо мотоциклов, либо Урала. Эта дорога приводит нас к броду через Гольцовку прямо около самого железнодорожного моста. По другую сторону от брода – подвесной пешеходный мостик. Штурман с фотоаппаратом идет пешком и снимает переправу. Но брод оказывается плевым, а вот мостик – гниловатым. Я довольно долго ждал на другой стороне, пока Наташа через него перебралась.

Следуем дальше по дороге. Она идет преимущественно по высоковольтке. Триалов много, но полегче, чем на «1000 ручьев». Бродов – наверное, тоже не меньше, но мы уже перестали обращать на них внимание. Медленно тянутся километры. Наконец, приближаемся к станции Хибины. Здесь, судя по карте, уже должна начаться цивилизация. Преодолеваем брод через реку Малая Белая, оказавшийся неожиданно достаточно глубоким, – машина, подбуксовывая в воде по гравелистому дну, медленно вползает на берег. И сразу обнаруживаем перед собой площадку, накатанную следами легковушек, следы шашлыкингов.

Так была пройдена самая неизвестная СУшка маршрута. Уже дома, более детально проискав Интернет, мы выяснили, что прошли, таким образом, еще один спецучасток Арктик-трофи – «Дерюгинские болота». И глядя на фотографии колонны монстров и УАЗов, которых не жалко, пробирающейся по этим дорогам в сопровождении Шишиг, мы были очень горды собой и своей маленькой Фронтеркой на 31-х колесах.

Начинаются апатитские дачи. Останавливаемся около тетеньки, ковыряющейся в огороде, и спрашиваем, правильно ли едем на Апатиты, чем приводим ее в некоторое замешательство.

Вскоре выезжаем на асфальт, который приводит нас прямо на комбинат. На КПП перед нами открывается шлагбаум. Петляем по территори, стараясь не отстать от идущей впереди местной машины. Вокруг возвышаются цеха с переходами между ними, стоит карьерная техника. На выезде так просто не выпускают. Две тетеньки – охранницы у всех проверяют документы и досматривают багажники. Они тоже очень удивлены нашим появлением со стороны Имандры, тем более что в ту сторону мы здесь не проезжали. Просят открыть багажник. С горы барахла наш большой пудель тут же говорит очень серьезное «гав!», и нас пропускают дальше.

Мы обходим стороной Апатиты, вновь подъезжаем к Кировску и пополняем запасы горючего на той же бензоколонке, что и сутки назад. Наше «Хибинское кольцо» замкнуто.

И вновь перед нами дорога в сторону Октябрьского с видами Хибин и Ловозерских тундр вдали. Через горы, красиво завихряясь, тянутся облака. Не доезжая до поселка, мы сворачиваем на юг, уходя в самую глухомань Кольского. Грейдер сразу становится разбитым. Видно, что когда-то это была важная дорога, но теперь она заброшена и ее уже многие годы не ровняли и не чинили. На встречу в этот воскресный вечер то и дело попадаются УАЗики и Нивы местных, возвращающихся из леса и с рыбалки. Через некоторое время дорога уходит правее, и мы выскакиваем на магистральную рулежку заброшенного военного аэродрома «Капустное». Три с половиной километра мы мчимся по широкому, гладкому асфальту, а в конце переезжаем на саму ВПП. Бетонная полоса, на которой еще видны следы резины «стратегов», имеет в середине естественное возвышение, из-за чего кажется, что она уходит за горизонт.

Возвращаемся на грейдер, и сразу начинаем искать место стоянки. Ведь уже почти 10 часов вечера, день был не из легких, и мы порядком устали. По обозначенной на карте отворотке подъезжаем к берегу озера Ниж и встаем лагерем. Сам берег заросший и несколько заболоченный, так что стоянка находится метрах в 30 от него. Стоянка посещаемая, видно, что здесь часто бывают рыбаки.

Как всегда, ставим палатку, разводим костер, готовим ужин. Ближе к вечеру погода дарит нам красивейшие виды на озеро, облака и горы, подсвеченные плывущим над горизонтом солнцем. Над озером разносится гул моторок местных рыбаков.

 

10-й день. Пробег - 128 км, время на маршруте - 12 часов.

Следующий день пришлось начать с обслуживания машины. В районе ног водителя есть усилитель кузова, которым он через подушку опирается на раму. После СУшек "1000 ручьев" и "Хибинское кольцо" этот усилитель оторвало от порога, и кузов начал противно скрипеть. Пришлось сверлить ручной дрелью дыры и стягивать все это хозяйство болтами.

Кроме того, были взяты пробы масла из трансмиссии. В коробке было все в порядке, а вот из заднего моста вытекла какая-то неприятная на вид субстанция коричневого цвета с белесыми разводами. Однако, имея в виду, что нам предстоит еще долго медленно ползти по спецучастку, и наверняка преодолевать броды, масло решили не менять до выезда на асфальт.

Около 2-х часов дня мы двинулись дальше. Проехали нежилые поселки Капустное и Ингозеро. Дорога была очень разнообразной, то становилась хуже, то вновь улучшалась, проходила по красивому, местами пересеченному лесу. В месте, где река Инга вытекает из Ингозера, накатанная дорога свернула к мосту через реку. Мы сначала тоже повернули, но потом, придерживаясь маршрута, вернулись на прямую дорогу. Как оказалось в дальнейшем – зря. Наша дорога сразу ухудшилась, через некоторое время начались длинные, разбитые гати. На дороге присутствовал лишь свежий гусеничный след какого-то большого вездехода. Но мы, точно зная, что до нас тут прошла группа AWS-а, уверенно продолжали движение. На гатях мы два раза проваливались между бревен, первый раз залебедились за ушедшее в грунт бревно, второй – пришлось довольно долго джечиться, применять сэнд-траки и тут же выпиленные чурбаны. Наконец мы прорвались, и въехали в деревню Инга, помеченную на генштабовской двухкилометровке, как нежилая. Но на самом деле мы увидели ухоженные избы, свежие изгороди, дым от печек отопления теплиц. Но самое удивительное, что на улицах стояли припаркованные вполне стандартные местные Нивы и Запорожцы. Через гати они сюда попасть никак не могли. Единственный вывод, который мы смогли сделать – это то, что они приезжают сюда уже с юга, от Умбы. Это подтверждало и то, что сразу за деревней нас ждала хорошая лесная дорога. Эх, если бы все было действительно так просто…

Мы расслабились, перекусили, и поехали дальше. Дорожка немного ухудшилась, попался бродик в объезд хреновенького мосточка, но по ней все равно шли хорошо заметные «стандартные» шнивовские следы. Через некоторое время я не то, что заметил, а скорее каким-то шестым чувством «учуял» встречку. Едва мы успели вжаться в кусты, как навстречу на страшной скорости прогрохотал разоруженный МТ-ЛБ с кучей народа «на броне». Оправившись от такой встречи, мы вылезли из кустов и поехали дальше.

Вскоре следы гусениц ушли правее, к броду через реку Муну, а мы въехали в действительно нежилую деревню Муна. Здесь следы Шнивы тоже пошли направо, к мосту через реку, а мы проехали деревню и повернули налево, куда повел нас ставший отчетливо заметным след грязевой резины. Дорога становилась все хуже и хуже, и вскоре пошла по болотам среди практически непрерывающихся луж с валунами на дне. Вокруг все было распахано грязевыми колесами. Мы еще некоторое время ползли, а потом остановились, и я пошел на пешую разведку. Дальше, на сколько хватало глаз, ситуация была такой же, либо еще хуже. Я вернулся к машине. Мы могли бы прорываться, но, признаться, тащиться в одиночку по экстримальным СУшкам в полной глуши у нас уже кончились моральные силы. Тем более что все же указывало на то, что где-то есть легкая дорога!

И мы развернулись, и поехали ее искать. Вернулись в Муну, пересекли реку по мосту, кем-то недавно подремонтированному. Снова появился след Шнивовода. Поехали по нему. Дорожка шла в целом неплохая, местами каменистая, местами загаченная, но вполне проезжая. Вот только наша навигация показывала нам, что мы прем напролом по девственному лесу. На двухкилометровке не было даже намека на наличие в этих местах дорог. Вскоре шнивовский след ушел налево, но его сменил след стандартного УАЗа. Ага, значит ехал местный, а он в экстрим не попрет!

Вообще, со временем приходит некий опыт рейдерства на внедорожнике с 31-ми колесами: Если я вижу след стандартного УАЗика, я еду расслабившись, зная, что впереди проблем не будет. Если передо мной след Шишиги или Урала, то я тоже уверенно еду вперед, но с удвоенным вниманием, потому что впереди могут быть засады, которые я потихонечку пройду. И лишь если на дороге нет никаких следов, кроме гусениц, я останавливаюсь и еще раз проверяю, не сбился ли я с пути. Вот такой подход джипера.

Так вот, мы продолжали движение по следу УАЗа, выдерживая направление на юг. Мы медленно вползали на каменистый пригорок, как вдруг, буквально в 10 метрах перед машиной, дорогу перебежал годовалый медвежонок. Я остановился и сказал Наташе, что дорогу перебежал медведь. Она смотрела в другую сторону и его не заметила. Через секунду в том же месте дорогу перескочил совсем маленький медвежонок, этого года. Мы стали обсуждать, чего делать, ибо медведица дорогу не перебегала, и, скорее всего, осталась с другой стороны. Мы отделяли ее от детеныша и пестуна, кто знает, чего ей взбредет в голову? Еще бросится и машину попортит. Постояли минут пять, и медленно тронулись. Не успели мы проехать и 5 метров, как на дорогу прямо перед нами таки выскочила мамаша. Правда, увидев нас, она молниеносным прыжком спряталась обратно в кусты. Тут уж я не стал больше останавливаться. Дав газ и сигналя, поехал дальше. На ближайшее время только и разговоров было, что про медведей.

Однако вскоре прошлось снова сконцентрировать внимание на дороге. Оставляя подробное описание, скажу, что мы просто заблудились. Следы, стандартные и грязевые, сходились и расходились, вели нас за собой, а потом вдруг разворачивались и шли обратно. Мы мотались по району туда и сюда, но толкового проезда найти в этой сложной, не помеченной на карте сети старых лесовозных дорог не могли. Бездорожных сложностей больше не было, но и сориентироваться не получалось, хотя, как потом выяснилось, мы бывали прямо рядом с целью – выездом на прямую дорогу к большаку в сторону Умбы. Между тем вечерело. Мы вернулись через «медвежье место» сильно назад, опять нашли шнивовский след, долго по нему ехали, но он вел в тупик, в нежилую деревню Мунозеро. Проехав чуть левее, мы почти вышли на свой запланированный маршрут, но путь нам преградил разрушенный мост, а брод рядом был абсолютно заросшим и внушал опасения. Никто не ездил здесь уже долгие годы. Неизвестно было так же, что за дорога ждет нас на другом берегу.

Над Северной Глушью легли легкие ночные сумерки. Мы полностью измотались за этот день, да еще эти медведи… Словом, решили не дожидаться в этом месте утра, а ехать обратно в деревню Инга, переночевать там и расспросить местных. Потихоньку проползли по уже знакомым дорогам, проехали пару крайних домов и тихо встали на большой поляне посреди деревни. Поставили палатку и отрубились.

 

11-й день. Дневка.

Наутро нас разбудил лай деревенских собак. Когда мы с Дайсом, наконец, вылезли из палатки, то увидели, что по дороге к нам едет УАЗик. Я придержал Дайса, а УАЗик остановился, из него вылез мужик, и сразу спросил, чего это мы, как бедные родственники, поставили посреди деревни палатку, а не попросились к кому-нибудь в дом.

Я объяснил, что приехали мы почти в два ночи, не хотели никого будить и тихо встали лагерем, что мы заблудились и все такое. Мужик, назвавшись Владимиром Андреевичем, сказал, что он сейчас съездит на делянку за жердиной, а по возвращении ждет нас к себе домой, где мы сможем отдохнуть, а он нам расскажет все о здешних дорогах по 500-м картам. Я, естественно, вызвался ему помочь, а Наташа с Дайсом остались собирать лагерь.

На делянке мы завалили и ошкурили ровненькую сосенку, зацепили за УАЗик и поехали обратно. Между этим делом Владимир Андреевич рассказал, что он родился в этой деревне, работал горным инженером на комбинате в Апатитах, а, выйдя на пенсию, вернулся, так как очень любит лес и родные места. Что деревня Инга, как и все остальные в этом краю, была оставлена, когда закрылся лесхоз, т.е. когда в районе спилили весь лес. Что деревни здесь старинные, и люди в прошлые века занимались в основном тем, что мыли в местных речках… ископаемый жемчуг. Однако теперь Инга больше не является нежилой, так как группа бывших коренных ее жителей, таких же, как он, собралась и юридически оформила ее вновь, как населенный пункт, а организовал это его сын, по профессии - юрист. Большинство, правда, используют свои дома в качестве дальних дач, но несколько человек живет круглогодично. Еще Владимир Андреевич сказал, что местная территория – это заказник, и въезжать в него формально нельзя, но закон здесь отправлять некому, так как единственным егерем был он. Но, в конце концов, он сложил с себя эти полномочия, ибо ни гроша не платили, а руководству заказника вообще все по фигу, да еще и оно само браконьерит. Он еще раз сказал, что по возвращении примет нас у себя, накормит, а потом выделит спаленку для отдыха, так как видит, что мы уставшие. Я робко позондировал почву на счет бани, и тут же получил положительный ответ, что баня, разумеется, есть, и сразу будет истоплена.

Вернувшись в деревню, Владимир Андреевич уехал к себе, а мы остались собирать лагерь. К нам подошел еще один местный мужик, направлявшийся за грибами, остановился и долго беседовал, пока вновь появившийся Владимир Андреевич не забрал нас к себе. Оценив ситуацию и свои силы, мы решили, что таким образом, само собой, принудительно, настало время для полноценной дневки.

Хозяйство у Владимира Андреевича основательное: половина просторной избы, хозяйственные постройки, погреб-ледник, УАЗ, два «Бурана». На огороде посажено только то, что разумно выращивать в этом краю, остальное же он легко может привезти из Апатитов. Лето, как и в нашей средней полосе, на севере выдалось холодное и теплицу с огурцами ему приходится почти постоянно топить. На дворе – две охотничьих лайки – молодой кобель сидит у сарая на цепи, а второй, совсем еще щенок, живет на крыльце, и, если зазеваешься, таскает тапки. Этот щен очень обрадовался, когда мы выпустили погулять Дайса. Он всяко-разно к пуделю приставал, но тот терпел, и обращался со щенком очень аккуратно. Серьезно рыкнул только один раз, когда мелкий уж совсем обнаглел.

Не обошла Владимира Андреевича стороной и «джиперская болезнь»: мосты его УАЗика заменены на военные, с гордостью рассказывал он о «построенном» Самурае одного из своих сыновей.

Только мы сели в доме пить чай и смотреть карты, как по улице в сторону Апатитов проехали слегка подготовленный Террано и длинная Нива. То ли с московскими, то ли с питерскими номерами. Вряд ли машины такого уровня ломились по той жести, от которой мы уехали вчера, а, следовательно, на завтра мы сможем найти нужную дорогу по их свежим следам. Владимир Андреевич достал пачку распечатанных из Интернета пятисотметровок. Первое, что он нам объяснил, это то, что не надо было ломиться до Инги через гати. Надо было свернуть к реке в конце Ингозера, пересечь ее по мосту и спокойно доехать по приличной дороге прямо до центра деревни. Именно так попадают сюда Запорожцы. Эта дорога всего на 4 км длиннее, а по гатям напрямую ездят только сумасшедшие джиперы или мужики на МТ-ЛБ, взявшие где-то тут в глуши в аренду участок под турбазу. Потом Владимир Андреевич показал нам, как проехать легкой дорогой до большака на Умбу. Оказалось, мы зря вчера пренебрегли одной из отвороток, которую сочли совершенно нам не подходящей. Кроме того, в скитаниях прошлого дня мы подъезжали к заброшенной деревне Печекуры, от которой мы тоже имели возможность выбраться на нужный маршрут.

После чая я решил немного заняться машиной. Несколько смущала защита бензобака, вмятая к этому времени уже очень хорошо. Я подозревал, что из-за этого емкость бака сильно поуменьшилась, и стрелка уровня топлива не отражает реального положения дел. С помощью хорошего лома и деревянных чурбаков нам удалось вернуть защите должную форму, а пластиковый бензобак расправился вслед за ней. Стрелка уровня чуть опустилась, но все равно показала хороший запас горючего, подтверждая правильность выбранного назавтра направления движения - вперед.

За делами и разговорами время подошло к бане. Владимир Андреевич показал нам, что и как, под его руководством мы настригли березовых веников. На наше естественное предложение натаскать в баню воду он ответил, что мы тут не в глуши какой-нибудь, и для таких дел на реке стоит насос, а от него идут шланги. Электричества хоть в деревне и нет, но почти на каждом дворе портативные бензиновые электростанции, так что свет, телевизор и т.п. тоже имеются.

Баня оказалась просто шикарной. Так мы не парились давно. А учитывая, что мы вообще не мылись уже почти 10 дней, парная была для нас просто блаженством.

После бани нас ждал роскошный стол. Семга, хариус, свежие огурчики, бутылка... Само собой, мы тоже достали свои запасы. За разговорами досидели до поздна и уговорили изрядное количество спиртного. Оказалось, что наши взгляды на многие вещи совпадают, что усиливало взаимные симпатии. Владимир Андреевич оказался радушнейшим хозяином. Как мы не отбрыкивались, он нам подарил 3-х литровую банку черничного варенья и… призматический монокль. Мы, терзаясь неравнозначным ответом, оставили Владимиру Андреевичу всего-навсего несколько упаковок круп для кормления его собак.

 

12-й день. Пробег - 296 км, время на маршруте - 14 часов.

Утром, несмотря на вчерашнее обильное застолье, встали мы рано. И с довольно свежими головами. Сказывался, наверное, чистый таежный воздух. Позавтракали, распрощались с нашим радушным спасителем, и вновь двинулись в тайгу. Ориентировались мы по указаниям Владимира Андреевича и следам покрышек длинной Нивы. Иногда дорога поворачивала, как нам казалось, совершенно не туда, но мы терпеливо следовали ей, и в итоге, без проблем доехали до большака на Умбу. Напрягало лишь одно: появлявшееся на каменистых участках глухое буханье со стороны задней подвески. Я предполагал, что случилось, но всеми силами гнал мрачные мысли. На большаке мы подкачали колеса, разлочили передний мост, и покатили к Умбе. Впрочем, с этой стороны грейдер тоже был местами довольно разбитым.

Чем дальше мы уходили на юг, тем более песчаной становилась дорога. Ближе к Умбе стали появляться дачные поселки, очевидно, кандалакшские, а на грейдере обозначились признаки ремонта. Теперь дорога была покрыта характерным местным ярко-красным песком. Вскоре начался и асфальт. Около Умбы мы заправились, а потом заехали в сам райцентр, купить немного продуктов и новый топор взамен благополучно забытого на стоянке у озера Ниж. Село Умба тоже не производит впечатления процветающего. Зато оно живописно расположилось по берегам узких губ Кандалакшского залива Белого моря. У берега на якорях стоят характерные поморские лодки, временами попадаются старые домики с интересной архитектурой.

Оставив Умбу, мы поехали на восток, в сторону Варзуги. Под колесами – отличный асфальт. Вокруг – замечательная погода. Тор вновь дал нам возможность полюбоваться берегами, на которые его поклонники на украшенных драконами боевых кораблях в свое время совершали безжалостные опустошительные набеги, наводя ужас на поморов и монахов прибрежных монастырей.

Через некоторое время пришлось остановиться, чтобы спокойно загрузить в ОЗИк очередной маршрут. В это время нас, сигналя, обошла та самая здоровенная колонна Патриотов, с которой мы вместе стартовали с Ярославского шоссе. Мы помахали руками и поехали следом. Однако, как только представилась возможность, мы свернули с асфальта на проселок, идущий вдоль самого берега Белого моря. Так ехать гораздо живописнее. Терский берег – очередная полная смена пейзажа. Он абсолютно не похож на берега Среднего и Рыбачьего, равно как и Белое море не похоже на Баренцево. Судя по всему, на Терском берегу не бывает сильных штормов. Нет следов работы сильных волн, по самому берегу, иногда как живые изгороди, тянутся кусты можжевельника, дальше сразу начинается сосновый лес. У речки Хлебная мы ушли обратно на трассу, но в дальнейшем еще несколько раз возвращались на береговую дорогу и ехали по ней, сколько возможно. Однажды, переезжая через недавно вырытую водоотводную канаву, идущую от трассы, я переосторожничал, и мы застряли в песке. Прошлось разматывать лебедку. Только я вылез из машины, как тут же на мокром песке увидел свежайший след крупного медведя. Видимо, мы его спугнули. Пока я шел к дереву цеплять трос, как-то автоматически озирался по сторонам.

Асфальтовая дорога стала совсем свежей. А потом появилась куча строительной техники, и асфальт кончился, уступив место грейдеру. Однако его активно ремонтируют, подготавливая к укладке асфальта. Видимо, к Варзуге решили проложить по-настоящему хорошую дорогу. А пока на пыльном грейдере частенько попадаются машины туристов-матрасников с номерами различных регионов нашей страны. Судя по всему, мы въехали в популярный у автотуристов край.

Ближе к селу Кашкарницы дорога вынырнула из леса на открытое место. Село находится на мысу, выдающемся в море. Издалека виден маяк, вышка мобильной связи и золоченые купола церкви. Село живописное, и мы заехали в него для фотосессии.

Дальше мы уже окончательно свернули с трассы на высокий, поросший корявыми соснами берег. Вскоре доехали до часовни «Безымянного инока Терского», потом – до большой одиночной скалы, стоящей рядом с высоким берегом, на которой разместился оживленный «птичий базар». Вдруг прямо по курсу мы увидели маленького медвежонка. Метрах в 70-и от машины он брел по берегу, периодически переворачивая камни, что-то выискивая. Интуиция подсказала нам, что его матери мы не увидим. Похоже, бедный зверь – сирота. Поскольку он не выказывал никакого опасения перед нашей машиной, я медленно въехал на пригорок и развернулся к нему боком, а Наташа, поставив телевик, стала снимать. Получилось много хороших кадров. Мы разбросали в этом месте пару буханок хлеба, и двинулись дальше.

Километра через 3, у устья ручья Лодочный, мы наткнулись на настоящее столпотворение туристов. Там стояло несколько больших лагерей автомобилистов и сплавщиков, в том числе и патриководы. Мы остановились, пообщались с народом, рассказали о медвежонке. Некоторые удивились, другие сказали, что он давно уже там ходит. Похоже, он прикормился в этом месте, в том числе благодаря таким же сердобольным, как мы. От людей медвежонок убегает, а от машин – нет. Жалко зверя, ведь добудут его какие-нибудь изверги…

Мы решили не останавливаться и сразу ехать к пескам Кузумени. На встречу попалась колонна подготовленных машин, москвичей и питерцев. Мы перекинулись несколькими словами, рассказали вкратце о дороге через Ингу на Апатиты. Через некоторое время перед нами показалась болотистая низина, и дорога ушла на пляж. Теперь мы ехали вдоль самой воды, стараясь иди по следам проехавших до нас машин, чтобы не поймать ненароком в колесо какой-нибудь костыль. Слева на берегу появлялись остатки заброшенных тонЕй – поморских хуторов. Видимо эти древние рыбачьи промыслы «загнулись» совсем недавно, некоторые избы и постройки еще только начали разрушаться, на берегу лежит много поморских баркасов, торчат частоколы высоких шестов для просушки сетей. Пару раз мы встречали сидящих на этих шестах огромных красавцев – орланов-белохвостов, но сфотографировать их в полете так и не удалось.

Ближе к устью реки Варзуги низина слева меняется на сплошную песчаную пустыню. Со стороны моря на этой косе песок плотнее, и порос травой, а со стороны реки – сухой и сыпучий, и образует дюны. По сети песчаных дорог мы несемся вдоль моря к самой оконечности косы. Здесь металлоломщики режут газом на куски какую-то ржавую баржу. Фотографируемся в этой «обязательной точке». На другой берег устья Варзуги, говорят, ходит паром, и там видны обитаемые дома и стоят машины. Но мы туда уже не поедем. Это – самая дальняя точка нашего маршрута по Терскому берегу. Мы разворачиваемся, и едем в Кузумень. Ничего хорошего в этой деревне мы не увидели. Еще одна дыра. Совершенно непонятно, чем здесь зарабатывают на жизнь люди. Что-то не верится, что рыбной ловлей. Нас позабавили в деревне лишь дощатые тротуары, проложенные для того, чтобы было легче ходить по сыпучему песку. Плодородного грунта вокруг просто не видно.

Мы проехали через деревню, и пошли на запад вдоль берега Варзуги, имея целью попасть к одноименному селу. Дорога даже в самом приблизительном понимании закончилась. Осталось только направление среди песчаных дюн, накатанное следами машин, преимущественно тракторов на широких колесах. Песок стал совсем сухим и зыбким, и нам на накаченных до асфальтового давления свамперах двигаться все тяжелее. Скоро приходится перейти на пониженный ряд. Мотор натужно ревет, машина едет, но с непривычки все время присутствует чувство, что вот-вот застрянешь. А ведь лебедиться-то здесь не за что. У машины практически нет наката. При каждом переключении передачи она тут же норовит остановиться. Мы словно на автопилоте едем среди дюн, боясь потерять скорость. Но, в конце концов, мои нервы не выдерживают, и я решаю уйти к морю, на более твердый грунт. Сворачиваю, и с ходу влетаю в проход между двумя дюнами. А там, за ними, по середине, оказывается еще одна. Запрыгиваем на нее, я бью по тормозам, и мы останавливаемся носом вниз, зарываясь колесами в песок. Потихоньку трогаемся, и, стараясь держать плавную траекторию, уходим с этого «Дакара». Около моря выходим точно на развилку, где начинается дорога на Варзугу. Дорога песчаная, но уже плотная. По пути совещаемся, и решаем не искать стоянку, а сразу ехать на осмотр этого села.

Варзуга нам откровенно не понравилась. Все как-то очень ухожено, парковочка за шлагбаумом, сувенирные палатки на площади, слева на горе – строящийся гламурненький дом отдыха. Вот почему сюда тянут асфальт. Это все не про нас. Делаем фотографию «для галочки» и уезжаем по грейдеру обратно.

У ручья Лодочный пытаемся найти место для лагеря. Туристы, с которыми мы недавно общались, спрашивают, почему мы вернулись. А мы отвечаем, что собственно, все уже и объехали. На нас удивленно таращат глаза.

Приемлемого места мы так и не нашли. Грязно, вокруг кучи банок и стекляшек. Неприятно, да и Дайс может поранить лапы. Поэтому мы едем дальше по берегу, мимо «угодий» медвежонка, до следующего ручья, стекающего в море. Здесь, на открытом берегу, мы и ставим лагерь. Вокруг – никого, стоянка довольно чистенькая, по каньончику журчит ручей, в лесу неподалеку полно дров и медвежьих следов. Вот это - по нашему. Единственная напасть – это комары. Пользуясь отсутствием ветра, они нас вскоре буквально облепили. Пришлось надеть накомарники и обрызгаться усиленной дозой «Гардекса». Дайс, тоже страдавший от насекомых (они разъедали ему веки и пах), сам попросился в палатку. Но даже в таких условиях мы толково и со вкусом поужинали и выпили, и лишь затем присоединились к пуделю.

 

13-й день. Пробег - 327 км, время на маршруте - 6,5 часов.

Ночью поднялся ветер и пошел дождь. Так что на утро вылезать из палатки не хотелось. Погода была на столько противной, что я даже не поленился натянуть лагерный тент. Надо же было обеспечить комфортный завтрак. Потом пришлось заняться машиной. Теперь все СУшки были пройдены, и впереди нас ждал асфальт. Пора было сменить масло в мостах. Процедура простая, но надо было исхитриться, и не загадить природу. Пришлось действовать аккуратно, а отработку перелить в освободившиеся емкости из-под свежего масла. Одновременно я увидел и причину стука задней подвески. Оправдались худшие предположения. Лопнула одна из задних пружин. Отвалилось около 1,5 витка снизу, но не выпало, и держалось довольно прочно. Делать нечего, я решил оставить все как есть.

Пока я возился, Наташа ушла гулять с Дайсом, и набрала целый кан отличных подосиновиков. Теперь нам была обеспечена вкусная кормежка.

Обратно в сторону Умбы мы сразу покатили по трассе, уже без выездов на берег. Но, прежде чем распрощаться с Кольским, мы планировали посещение еще одного места на Терском – тони Тетрина. Это частный музей под открытым небом – историческая реконструкция поморского хутора. Под впечатлением увиденного в Варзуге, мы готовились и на тоне увидеть какой-нибудь причесанный под туристов гламур. Однако уже сама проселочная дорога, ведущая к тоне и не носящая следов какого-либо ухода, вселяла надежду, что все будет лучше, чем мы ожидали. Ну а то, что мы увидели на самом деле, превзошло все наши робкие надежды. Музей создан настоящим энтузиастом, вложившим в него всю душу. Не для денег. Человек просто притворяет в жизнь свою мечту – воссоздание истории поморских поселений. Притворяет серьезно, скрупулезно, глубоко. На тоне Тетрина не купишь сомнительных лакированных сувениров, предназначенных для обывателей. Зато почувствуешь дух истории этих мест. Поморская изба с мужской и женской половинами, ледник, рубленные сараи для хранения сетей, стоящие на столбах с подрубами от грызунов, источник пресной воды прямо на берегу соленого моря, реконструкция лопарского жилища, поморские лодки, не особо изменившиеся за тысячу лет, сети на шестах, другое оборудование тони - все собрано или воссоздано тщательно, соблюдая древние приемы и технологии, которые хозяину удалось узнать и изучить. Здесь, наконец, понимаешь, кому были нужны прибрежные часовеньки типа «инока Терского».

Словом, мы получили громадное удовольствие от осмотра тони. К сожалению, сам хозяин был в отъезде, и тоню нам показывала пара москвичей – волговодов, остановившихся здесь на несколько дней. Впрочем, они оказались людьми тоже очень интересующимися, и тщательно рассказали нам все, что им самим удалось почерпнуть у хозяина. Уезжая, нам не жалко было передать для него немного денег для поддержания этого действительно правильного начинания.

Вот теперь нас ждал только асфальт. Активная часть рейда заканчивалась, надо было возвращаться домой. Но, используя созданный запас времени, мы собирались уже традиционно посетить еще село Важины, что на Свири, на границе Карелии и Ленобласти – родину Наташиной бабушки.

В Кандалакше мы заправились, но доехать в этот вечер смогли только до Полярного круга, где и встали на ночь на том же месте, что и по пути на Кольский. Эх, хороши были жареные грибочки с картошечкой! А ведь собранного штурманом количества хватало еще на два ужина!

 

14-й день. Пробег - 567 км, время на маршруте - 9,5 часов.

Утром двинулись дальше. Опять ужасная, разбитая мурманка. Не взирая на раздолбанное покрытие, я, скрепя сердце и не обращая внимание на пробои подвески, давил на газ, ведь путь был еще очень неблизкий, а время уже поджимало. Мы то и дело обгоняли машины с мурманскими, московскими, питерскими номерами. Однако вскоре, на одном из ухабистых участков, сзади послышался глухой удар, а потом застучало. Машина несколько осела на левую сторону. Пришлось остановиться. Левая пружина лопнула повторно, теперь уже посередине. Обломки перекосило, и они уперлись в давно уже вытекший амортизатор. Вариантов не было, надо ехать дальше. Но теперь наша скорость упала до 40 – 50 км/час, и лишь на редких подремонтированных участках я позволял себе разогнаться до 70. Теперь легковушки уже одна за другой обгоняли нас. Небось, злорадствовали, гады!

Пришлось срочно соображать, как быть дальше. Тут я вспомнил, что кто-то из уважаемых форумчан говорил мне, что можно вколхозить Нивовские пружины. Это был бы выход, и мы решили рискнуть. Кое-как доехали до Кеми, и, после некоторых поисков, нашли автомагазин с нивовскими пружинами, 700 рублей за пару. Тут же около магазина за час одну инсталлировали. Обломки разбитой ОМЕ сфотографировали и выкинули в помойку. Пружины действительно подходят, но они длиннее, чем наши, поэтому перед установкой их нужно стягивать стяжками (благо в увесистом ящике со всевозможными съемниками они у меня были). Постоянно ездить на нивовских пружинах я бы не стал, они явно хлипковаты и задок под нагрузкой очень сильно проседает.

Мы вышли обратно на трассу, и снова помчались на юг. Заправились вновь за Сегежей, спасли по пути мурманского волговода, застрявшего на обочине. Вскоре после Медгоры начался ровный асфальт вполне европейского качества. На ночевку мы традиционно встали на озерке Мутолампи, около 80-и км не доезжая Петрозаводска. Наша обычная стоянка была занята какими-то москвичами на дорогущих паркетах, но метрах в 70 мы нашли еще одну, не менее хорошую. Ужин с грибочками и глинтвейном, не плохая погода, заключительная ночь в палатке. Может быть, уже до следующего лета. Под конец отпуска хотелось наслаждаться каждой минутой походного быта.

 

15-й день. Пробег - 311 км, время на маршруте - 6,5 часов.

На следующий день с асфальта решили не съезжать. Время, к сожалению, уже поджимало, поэтому срезать дорогу СУшкой через Ревсельгу на Токари не стали, да и изначально не планировали. Как только въехали в Ленобласть, ухабы и выбоины вернулись во всей своей красе. А дорога от Лодейки к Подпорожью – вообще полный атас. Ее типа ремонтируют, но пока что только превратили бывший асфальт в жуткий грейдер. Пришлось даже остановиться и стравить колеса до полутора атмосфер.

Около 5-и вечера приехали в Важины. Нам повезло: была суббота, и соседи в как раз топили баню. Так что удалось помыться. Мы открыли свой дом, тихонько подключили оттяпанный, видимо за неуплату, ввод электричества, для создания уюта разожгли давным-давно нетопленную печь. Наташа пообщалась с родственниками и знакомыми, мы погуляли по селу. Ночью во второй раз за две недели спали под крышей, на кровати. Пудель облюбовал для себя диван в другой комнате.

 

16-й день. Пробег - 912 км, время на маршруте - 15,5 часов.

Рано утром двинулись на Вытегру. Вокруг висел плотный туман. На дороге нам попались очень живописно дремлющие светлые лошади местного фермера. Видимо, на асфальте было не так сыро, как на пастбище.

Участок грейдера на пути от Подпорожья до Вытегры, который был 2 года назад совершенно разбитым, на этот раз оказался таким только в пределах Ленобласти. Как только мы въехали в Вологодскую, дорога стала гладкой, видно, что грейдер ходит по ней регулярно. А вскоре мы увидели, что параллельно старой дороге очень активно и тщательно строится новая, асфальтовая. Это не может не радовать.

На въезде в Вытегру мы заправились, а заодно обнаружили, что правая пружина тоже разделилась на три части. На сей раз бесшумно. Поэтому сразу за Вытегрой, на берегу Вытегорского водохранилища, остановились на перекус и заодно уже полностью перешли на нивовскую подвеску.

Дальнейший путь домой прошел без приключений. Вечером, на Ярославке около Пушкино, мы попали, разумеется, в жуткую пробку из дачников, так что московская реальность сразу свалилась на нас. У дома скинули с машины продуктовый и одежный драйбэги, забрали домой и три литра черничного варенья, которое все это время ехало в ногах у штурмана. Машину с остальной снарягой водворили в гараж.

Мы еще долго «отходили» от впечатлений пережитого. За беспрерывные 10 лет моей походной «карьеры» у меня были очень насыщенные, интересные, замечательные путешествия. Но такого разнообразия пейзажей в рамках одного похода я не видел никогда. И такой проверочки в одиночном маршруте тоже никогда мы себе не устраивали.

И мы с честью, и с отличным настроем выдержали этот тест.

Что ж, маршрут пройден, да здравствует маршрут! Планы определены. Мы начинаем подготовку!

 

Общий пробег на маршруте составил 5430 км.

 

Трек активной части рейда (от Мурманска до Кандалакши) в RAR-архиве

 

Трек осмотра Муста-Тунтури в RAR-архиве

Hosted by uCoz