www.4x4club.ru ISUZU & OPELРейд по средней Карелии – 2006. |
Муромский монастырь, Бесов Нос, Выгореция, Осударева дорога, |
Can you hear the drums, Fernando? |
Персональная страничка |
Все началось в 2004-м, когда мы еще полными чайниками поехали в Карелию первый раз. Тогда мы побывали на Бесовом Носу, не пробились к Муромскому монастырю, а затем, одним экипажем, прокатились к Янгозеру и Ваттовааре. Это была разведка боем, и теперь жажда приключений требовала чего-нибудь более масштабного. Так, примерно за год до рейда, мой блуждавший по карте Карелии взгляд упал на реку Выг. Что такое? Дорога на карте обозначена, но она идет через вереницу нежилых деревень. Почему они все заброшены на такой крупной реке? Можно ли по этой дороге проехать? Сердце джипера забилось, и я полез в Интернет. И очень быстро обнаружил, что проехать можно. По крайней мере, на УАЗиках. И «Северо-западное бюро путешествий» возит по ней туристов за деньги. А начинает свой маршрут у Белого моря, прокладывая его по местам знаменитого волока Петра I – Осударевой дороги. Перед глазами тут же встали кадры из фильма «Россия молодая»: Император, а за ним два фрегата, влекомые кучей мужиков по волоку среди Карельской глуши. А заброшенные деревни на реке Выг – следы громадной староверской волости, процветавшей в тех местах почти 250 лет. В общем, нам подходит! Только денег мы никому платить не будем, а сделаем свой маршрут, да еще прихватим непокоренный Муромский монастырь и гору Ваттоваару, а напоследок пробьемся в Ленинградскую область через глухомань, напрямки к Важинами и Подпорожью, что на Свири. Отличный активный туристический маршрут на две недели. К проработке маршрута подход был тщательный. Перелопачена вся информация, какую удалось найти в Сети, исторические сведения, скупые отчеты участников экспедиции «Северо-западников», отчеты групп велосипедистов, тащивших свои средства передвижения через эту глухомань. Все вызывающие сомнения места были проверены по фотографиям из Google-Earth, выявлено реальное расположение дорог, отстутствующих мостов, объездов. Десятка два фотографий было привязано по ориентирам к координатной сетке в OZI, что во время рейда очень помогло в ориентировании. Таким образом, наш маршрут получился таким: Сначала – Муромский монастырь, затем переезд по асфальтовым и грейдерным дорогам до Выга, прохождение маршрута «Северо-Западников» в обратную сторону, от Выгореции к Белому морю и без заезда к отправной точке Осударевой дороги – мысу Вардии и деревне Нюхча (этот длинный радиальный бросок по грейдерам не вписывался в сроки маршрута), далее - через Беломорск на Мурманскую трассу, по ней на юг до поворота на Волдозеро, и по грейдерам до Янгозера и Ваттоваары, затем на Петрозаводск, а от него, практически напрямки по грейдерам, - к Подпорожью, с 8-и километровым спецучастком точно на границе Карелии и Ленобласти. Маршрут был объявлен в клубе, но с одной серьезной оговоркой: приглашаются только туристы – походники, способные организованно передвигаться почти каждый день, мириться с трудностями и лишениями активного маршрута. И группа набралась. На удивление, в отличие от предыдущего раза, мы больше приобретали экипажей по мере приближения дня отъезда, чем теряли. Так, ко дню отъезда на маршрут было заявлено 7 машин. И практически поровну: 4 из Москвы и 3 из Питера. Встречаться решили в Вытегре, 16-го июня вечером. Трудности начались почти перед самым отъездом. Моего штурмана не отпустили в отпуск с работы. Обидно и грустно, но пришлось ехать одному. Дядя Коля попал на переборку двигателя своего Патруля, и, несмотря на наши общие героические усилия, никак не успевал вернуть машине ход ко времени отъезда. Пришлось переориентировать Питерские экипажи на встречу в Пудоже, и оставить мечты о прорыве к Муромскому Монастырю. Тем не менее, пока мы сутками не вылезали из-под капота Патруля, Питерцы успели не только к Муромскому, а еще и на Бесов Нос! А мы лишь поздно вечером, в понедельник 18-го числа, кое-как собрав непокорный дизель, и закидав в Патруль вещи Дяди Коли и его сына и штурмана Бори, смогли выйти на маршрут.
Итак:
День рейда 4-й (для Московских экипажей – первый, вечер понедельника я не считаю): Пробег от Пудожа до лагеря - 188 км, время на маршруте - 4:30. Пробег от Москвы до лагеря - 1125 км, время на маршруте - 24:40 Ехали мы всю ночь и все утро, медленно и печально, 80 км/час в режиме обкатки, периодически останавливаясь, чтобы проверить в Патруле масло. К нашему удовольствию он вел себя вполне прилично, хоть и дымил, но масло не ел, соляры кушал вполне умеренно, и, бодренько шурша свежеперебранным дизелем, бежал по трассе. Около 7 утра, уже за Вологдой, пришлось свернуть с трассы в поле и 1,5 часа поспать, сидя в машинах. У Вытегры созвонились с Геной ака КвазиМорда, договорились о времени встречи в Пудоже. В Пудож мы приехали даже раньше, так что успели найти сервис и поменять в двигателе Патруля масло. Приближение Питерской группы мы обнаружили заранее, по взорвавшемуся переговорами эфиру. И вот, на площадке перед местным Д/К, мы, наконец, встретились. Перед нами в ряд стояли: огромный КвазиМодо - Канонир Гены и Марины, Крейсер – Land Cruiser 70 с пилотом Володей и штурманом Тохой, Фронтера Алекса и Оксаны. У ребят все было хорошо, и можно было ехать по маршруту дальше, если бы не одно маленькое но. У Фронтеры порвана рама. Это Квазик так лихо снял ее с камня... Алекс с Геной срочно уехали на местную мехбазу, искать грамотного и трезвого сварного. Мы какое-то время послонялись на площади, даже перекусили, а потом все постепенно подтянулись к месту проведения ремонтной операции. К этому времени как раз уже все было готово. Гена закреплял на Квазике хайджек. За грамотно и качественно проведенный ремонт парень-сварщик взял 300р... Примерно в это время пришла информация от еще двух московских экипажей Ilay-я. Их Гелендеваген сломался, еле ехал, пожирая бензин в астрономических количествах, и чиниться никак не хотел. Однако ребята обещали все же присоединиться к нам с 3-4-х часовым опозданием, и кое-как продолжали маршрут. Мы не стали их ждать, а назначили точкой встречи уже лагерь на Выге. Заправившись под полную завязку на бензоколонке на выезде из Пудожа (у нас впереди лежало 450 км неизвестно чего), мы построили колонну и двинулись по трассе на Медгору. По пути я взял на борт местного участкового. РУВД у него в Пудоже, а участок – за 90 км, на самой границе с Медгорским районом. И никакого транспорта ему не выделяется. Зато я провел этот участок пути за довольно интересной беседой, парень рассказал мне о местной охоте и рыбалке буквально все. На развилке за Челмужами свернули на Тихвин Бор, на грейдер. Остановились, приспустили колеса, обрызгались реппелентами, в последний раз воспользовались мобильными – дальше связи не было почти целую неделю. Затем двинулись через Тихвин Бор на Огорелыши. По пути Квазик выступил в своем стиле: сгорел генератор. Заменили, поехали дальше. Проехали Данилово. В прошлом - громадное село, столица староверской Выгореции, теперь - маленькая деревенька с несколькими жилыми дворами. Вот и мост через Выг. Внушительное многопролетное деревянное сооружение с большими треугольными ледоломами перед ним. А у моста табличка: состояние аварийное, грузовикам не ездить. В сумерках пофотографировались на мосту и сразу свернули с грейдера налево, на дорожку вдоль реки. Так началось наше знакомство с Выгорецией. Останавливаться лагерем сразу не стали, а проехали несколько километров до заброшенной деревни Верхний Шелтпорог. Встали в соснячке, на крутом берегу Выга, над порогом. На дороге сканстралили из палок указатель на лагерь для Ilay-а. Верхний Шелтпорог был когда-то тоже обширной деревней. На большой площади вдоль реки тут и там стояли срубы домов с провалившимися крышами и стенами. А сколько было еще поросших Иван-чаем остатков фундаментов! В тщательно обложенных валунами погребных ямах росли столетние сосны... Когда-то эти староверские деревни насчитывали по 200 дворов. А сейчас все забыто и заброшено, и медведи и лоси бродят по оставленной людьми земле. Да иногда местные рыбаки и покосники приезжают на свой промысел и останавливаются в единственном поддерживаемом в жилом состоянии доме. Первый лагерь! Мы только знакомимся, присматриваемся друг к другу. Наша группа оказалась на удивление дружной и организованной. Несмотря на сырость от прошедшего дождя, тут же загорелся костер, среди сосен и машин возникли палатки, лагерный тент. Приготовили еду, вскипятили воду на чай, накатили по 50 грамм походных и, смертельно усталые (мы с Дядей Колей и Борей – точно), разошлись по палаткам спать.
5-й день. Пробег - 40 км, время на маршруте - 8 часов. На утро выяснилась одна тонкость в походном распорядке нашей группы: половину народа невозможно было рано поднять. Рано вставал лишь экипаж Крейсера и я, нормально будились Дядя коля с Борей, а Квазики и Алексы дрыхли в мертвую и разбудить их было нереально. Поэтому мы очень скоро сдались и смирились с тем, что рано мы не выезжаем. После завтрака и неспешных сборов вышли мы на маршрут второго ходового дня лишь в начале первого часа. Ilay так и не появился, и мы решили продолжать маршрут без них. Покатили по грунтовке вдоль Выга дальше. Дорога шла хорошая. На ней - следы тракторов, УАЗиков, мотоциклов. Проехали Нижний Шелтпорог – такую же заброшенную деревню, как и Верхний. Следов машин поубавилось, дорожка сузилась, кое-где попадались валуны, которые приходилось объезжать. Но в целом все проезжалось легко, и мы бодро ехали по свежему следу Шнивы. Выехали к развалинам лесопункта Тайгиницы. Среди бесформенных груд, оставшихся от домов – одна жилая изба в хорошем состоянии, подле нее хозяйственные постройки, стога сена. На полянке действительно стояла Шнива. Первым нас тщательно облаял молодой лайк, затем появились и люди. Мужик с теткой, потом их отпрыски и внуки. Мы спросили, нельзя ли пополнить запасы питьевой воды, и нам радушно указали на колодец. Под лай кобеля разговорились со старшим мужиком. Они живут тут непостоянно, приезжают в теплое время года на покос, ягоду, рыбалку. Мы рассказали, что идем дальше на Ворожгору и Валдай. Они сказали, что недели за две до нас оттуда прошел джип типа наших, а осенью тут ездили два УАЗика и буханка. Последнее понятно, это «Северо-западники», а вот на две недели раньше кто-то нас опередил. Мужик сказал, что дорога очень заросшая, но вполне проходимая, и лишь в одном месте, рядом с рухнувшим мостом, есть бродик, правда мелкий, но каменистый. На тракторе он там ездит, и мы на своих машинах проехать тоже должны. Мы затарились питьевой водой, распрощались, и двинулись дальше. Дорога почти сразу ушла в густые кусты. Приходилось буквально продираться сквозь чащу зарослей. Эту дорогу действительно давным-давно забросили, и лишь в последние годы, сумасшедшие типа нас стали пользоваться ей опять. Поднимаясь на песчаные, поросшие сосной возвышенности, дорога превращалась в хорошую, свободную грунтовку, но стоило уйти чуть-чуть вниз, как она опять скрывалась в зарослях лиственного леса. Однако повсеместно она была тщательно освобождена от крупного валежника, и на протяжении всех 13 км этого спецучастка мы ни разу не воспользовались бензопилой. Мосты (точнее – мостики), коих было 3 или 4, все были в очень плохом состоянии или отсутствовали, поэтому их приходилось закладывать сэнд-траками или объезжать в обход, вброд. Самое сложное место, о котором и говорил мужик, мы также застелили сэнд-траками, а потом Тоха провел всех, показав опыт и сноровку настоящего спортивного штурмана. Двигаться по дороге приходилось очень медленно, лавируя между валунами под колесами и нависающими над дорогой деревьями. Квазики, шедшие последними, откровенно скучали. Перед самой развилкой на заброшенную деревню Тайгиницы впервые заявил о себе Патруль. Он твердо решил помереть в этой глухомани смертью храбрых, и, наскочив на очередной валун передним мостом, заглох, и отказался заводиться. Ребята быстро выяснили, что проблема в электрике управления двигателем, но дерганье контактов и проверка предохранителей ни к чему не привели. Тогда у вредного старикашки попросту сняли тягу электроуправления с клапана ТНВД, и он прекрасно поехал дальше, безо всякого электронного управления. Правда, чтобы заглушить его, теперь приходилось лезть под капот. Проламываясь сквозь эту чащу, я вспоминал отчет велогруппы, прошедшей этот участок в июне 2005-го. Ребята грустно писали о том, как они буквально тащили свои велосипеды и шмотки на себе, изнемогая от комаров и раздумывая над свежими медвежьими следами. Да, жалко их, блин. Но на то они и экстрималы. А вот и брошенный трактор. Он описан в Сети буквально всеми, кто тут бывал. Через траки гусениц действительно пророс кустарник, двигателя нет, вокруг разбросаны запчасти. Ничего апокалипсического, я, правда, в этой картине не узрел. Трактор как трактор. Брошенный. Мало ли в походах такого железа увидишь в самых глухих местах? Вскоре впереди в лесу забрезжил просвет. Медленно пробираясь меж валунов мы выехали на поляну деревни Ворожгора. Заброшенной, понятное дело. Слева расположились три бревенчатых коровника, один относительно целый и два рухнувших. Поляна была тщательно выкошена. Через перелесок виднелись несколько разрушенных домов и один обитаемый. Около него стоял трактор с прицепом. Прежде всего, мы устроили перекус. Пока хавали бутерброды и грели чай, к нам подтянулось трое местных, удивленных шумом моторов со стороны, противоположной дороге. Они повторили слова мужика из Тайгиниц о том, что мы здесь не первые, и подтвердили факт прохождения здесь велогруппы в прошлом году. Я объявил дневку, но народ место забраковал. Нету водоема, и комарья много. Решили попытаться проехать в Петровский Ям, на берег Выгозера. Местные рассказали, что дорога в ПетЯм есть, но очень плохая, хотя трактор и 66-й туда проезжают. Мы пустили вперед Квазика, и двинулись по указанному покосниками пути. Забрались не Ворожгору. Подъем не очень крутой, но с элементами каменного триала, так что расслабляться нельзя, смотреть приходится в оба. Свернули на указанную на карте дорогу на ПетЯм и километра 3 по ней проехали. Дорога постепенно ухудшалась. Валуны становились все больше, за них периодически цеплялись мосты и защиты. Грунт стал влажным и раскисшим. В конце концов, шедший впереди Квазик остановился, и Гена сообщил, что хоть он дальше и проедет, но нам на «стандарте» будет там тяжело. Поскольку наша задача была пройти туристический трофи-маршрут, а не разложить машины на экстремальной СУшке посреди карельской глуши, решили разворачиваться. Был уже довольно глубокий вечер, и мы сильно устали от постоянного напряжения на триальных дорожках, так что пошли ошибки. Сначала Алекс, а потом я сажали машины брюхом на камни. Приходилось джечиться, выезжать по тракам. Предложение некоторых двигаться в этот день дальше (а дальше, судя по отчетам из Сети, предстояла одна из самых сложных СУшек) популярности не возимело, и было решено, в конце концов, вернуться в деревню и делать дневку там. Мы проехали мимо покосников и встали на поляне неподалеку от коровников. Рядом был колодец с вполне приемлемой водой. По канонам вежливости спросили у местных, где лучше устроить костер. Они ответили, что где нам будет угодно, да еще показали, где взять уже напиленных дров. От дров мы, правда, отказались, приволокли несколько досок от рухнувшего коровника и завалили приличную сушину. Опять-таки, в отличие от описаний из Сети, поляны Ворожгоры никакого гнетущего впечатления на нас не произвели. Развалины домов не казались мрачными, а выкошенные лужайки и задействованный покосниками под сенник коровник с подремонтированной крышей говорили о продолжающейся жизни.
6-й день. Пройденный километраж - 10 км. На следующий день была дневка с запланированной пешей радиалкой в ПетЯм. Дядя Коля с Борей остались возиться с Патрулем, а все остальные, прихватив плащи и удочки, двинулись в пешку. Найти в указанном на карте месте дорогу к Выгу сначала не удалось. Мы немного прошли напролом через лес, а затем, свернув в сторону, «обрезали» дорогу. И очень скоро на нее вышли. Просто ее начало на лесной опушке наглухо заросло. А дальше шла четко заметная просека с колеей. В колее тропа. Правда, по большей части не людская, а лосиная. Километра 2,5 дорога была вполне проезжей. Начали даже думать, что Квазик зря остался стоять в лагере. Но потом дорога пошла вниз, и местность очень скоро заболотилась. Рубиться тут на машинах смысла бы не было. Через 4 километра от Ворожгоры вышли к Выгу. Вдоль берегов – сплошные остатки лесосплавных плотов, скрепленные тросами и цепями конструкции из гнилых бревен, поросшие молодым лесом. Тут девушки заявили, что уже очень устали продираться по сплошным зарослям и болотам, и дальше идти не хотят. В конце концов, до реки дошли, и купанием и рыбалкой обеспечены. Оставив народ на берегу, я попытался продолжить маршрут в одиночку, вдоль реки. Прошел чуть больше километра по берегу, вышел к Шихову порогу, красивому месту с рыбацкой (или байдарочной?) стоянкой на берегу. Но дальше мне не удалось сразу найти тропу. Некоторое время я с трудом ломился через бурелом, канавы и курумы. Начали натирать сапоги. Ну не взял я в поход нормальных носков. В общем, решил вернуться. Народ на берегу, тем временем, вполне удачно рыбачил. Было поймано, в общей сложности, около 3 кг мелкого окуня, плотвы, и пара небольших щучек. На хорошую уху вполне хватало. Удовлетворившись результатами, пошли обратно в лагерь. Был уже ранний вечер. Ноги в сапогах просто горели, мать их. В лагере сразу взялись за приготовление ухи и других вкусняшек. Дядя Коля с Борей к тому времени уже починили Патруль. А потом мы устроили пир. Маринка переоделась в соответствующий костюмчик минимального содержания, и танцевала для нас на расстеленном тенте восточные танцы. Танцевала классно, и бурные аплодисменты группы периодически заглушали музыку. Гена стоял неподалеку, с теплой курткой наготове. Под отличную уху не грех было и как следует выпить, что и было осуществлено. К костру подтянулся один из местных покосников, которого тоже не забывали. На расспросы о предстоящей СУшке парень ответил, что сейчас все сухо и проблем с проездом нет. Разве что один грязноватый участочек. В конце концов стало ясно, что «щас споем». Принялись выводить нестройными голосами а-капелло что-то из репертуара Чижа, а я с пафосом и до срыва голоса исполнил колыбельную про мамонтов. Проснувшись утром, я, признаться, не сразу вспомнил, как залез в палатку.
7-й день. Пробег - 71 км, время на маршруте - 10:30 С утра, как всегда, выехали не рано. Опять прошли подъем на Ворожгору, а потом плавно спустились с нее к низинам. Грязи действительно не было. В паре мест попадался мягкий грунт между полусгнивших бревен, но назвать этот отрезок нашего маршрута спецучастком не поворачивался язык. Хотя было ясно, что в более сырые времена года дорога действительно может местами скрываться по щиколотку в воде. Гнилые заборы, появляющиеся местами по сторонам дороги на открытых болотах, с удивлением описанные велосипедистами, оказались обычными противоснежными заграждениями, предохраняющими зимой эту дорогу от снежных заносов. С легкими элементами каменного триала мы проехали этот участок и оказались перед большим и прочным мостом через реку Вожму. Дальше пошел песчаный грейдер. На развилке прямо уходила обозначенная на карте дорога на Валдай. Но мы знали, что она не проезжая, так как отсутствует мост через реку Тянуксу. Мы поехали по накатанному отвороту направо. На карте эта дорога не обозначена, зато по Гуглю четко просматривается. Вот и широкий грейдер Валдай – Вожмозеро. Поворачиваем налево и через 10 км въезжаем в Валдай. Валдай оказался большим лесозаготовительным поселком с неким подобием порта и гружеными лесовозами на рейде. Однако в нем напрочь отсутствовала мобильная связь. У прохожей селянки выяснили дорогу к магазинам. Выехали на центральную площадь, к рыночку и местной администрации. К стоящим рядком машинам сбежались мальчишки, глазевшие на увешанные оборудованием внедорожники. Народ разбрелся по сельпо. Были полностью сметены местные запасы тушенки, закуплено сало, хлеб. Пока закупались, к нам подошел глава администрации или что-то в этом роде. Поинтересовавшись, откуда мы и куда, он высказал опасения, что мы можем запалить им лес. Мы решительно отмели такую вероятность, заявив, что туристы мы опытные и костер заливаем даже на ночь. Узнав, что наш дальнейший маршрут лежит вдоль западного берега Хижозера и далее на Сумский Ям, мужик сказал, что у Хижозера мост через Суму на этой дороге рухнул, а брод рядом с трудом преодолевается на 66-м. Далее он прорек, что если мы туда сунемся, то 100% вернемся в Валдай заказывать в лесхозе трактор, чтобы вызволить оттуда нашу технику. Мы ухмыльнулись, но не стали убеждать его в отсутствии способностей оракула. Собравшись, поехали заправлять бензином прожорливого Квазика. Бензин в Валдае есть (или бывает?) 92-й, 80-й и дизелька. Проблем с заправкой у нас не было. Только горючее надо предварительно оплатить в конторе лесхоза, а уж потом, с квитанцией ехать на заправку. Пока Квазики платили и заправлялись, мы отловили местного языка, который показал нам колодец с питьевой водой. В то время как ребята наполняли канистры, я расспросил его о дороге вдоль Хижозера. Язык подтвердил, что мост провалился и брод сложный, и послал меня на восточный берег, к которому можно подъехать. А чтобы попасть в Сумский Ям, он предложил нам вернуться на Надвоицкий грейдер, а потом, по нормальной грунтовке проехать до СумЯма. Я целиком согласился, но планов не поменял. Строительство переправ в них входило. На бензоколонке собрались вместе и поехали. Через 10 км свернули с Надвоицкого грейдера к Хижозеру. По пути у каждого болота попадались машины или мотоциклы местных. Народ семьями собирал морошку. Для них это – заработок. Свернули на грунтовку. Дорога шла неплохая. Лишь на болотах кое-где в ней проступали гнилые бревна гатей. Дорога, судя по высокой отсыпке и плавным поворотам, была раньше лесовозной узкоколейкой. Так, по УАЗовскому следу мы и приехали к рухнувшему мосту. У моста УАЗик развернулся. Мост был двухпролетный, метров 15 длиной, на высоких засыпных срубах. Один из пролетов сгнил и рухнул, второй был в очень плохом состоянии. Через рухнувший пролет переброшены две пешеходные плахи. Рядом – брод. Мы надели телепузики и болотники, пошли просматривать. Максимальная глубина – сантиметров 80, но все дно в крупных валунах. Выезд достаточно крутой, да еще и с пнем посередине. В общем, на стандарте даже пробовать нечего. Но надо было прорываться. Идея ремонта рухнувшего моста популярности не возимела – слишком сложно. Решили наводить мостовую переправу через брод. Перекусили и взялись за дело. На противоположном берегу валили деревья, Квазик лебедкой перетаскивал хлысты через реку. Мы скрепляли их веревками и скобами, а поверх соединяли поперечными лагами. На лаги стелились сэнд-траки, и по ним проводились машины. Проводкой руководил, в основном, Тоха. Остальные по бокам перекладывали траки по мере продвижения из-за машины вперед. Выбравшийся первым на противоположный берег Квазик лебедкой подтягивал остальные, буксующие на выезде из брода машины, на ровное место. Через 3,5 часа дружной работы все пять наших коников оказались на дороге по другую сторону моста, даже не замочив колес. Что там нам пророчил местный Глава? Не будет ему никакого трактора! Собрали снарягу, стали думать, чего делать дальше. Был уже глубокий вечер. Предложение встать лагерем прямо на дороге, среди кустов и комаров, было быстро отвергнуто. Решили искать проезд на берег Хижозера. И очень грамотно решили! Буквально через несколько сот метров Квазики нашли отличную отворотку, приведшую нас на обворожительную стоянку. Высокий берег, поросший сосняком, спускался налево к песчаному пляжу лагунки. Свободное, ровное место для палаток и машин, оборудованное кострище, чисто, тишина. Перед нами – спокойная гладь Хижозера, лесистые мысы, острова. Типичная Карелия. Это была, бесспорно, лучшая стоянка на маршруте. Жаль, что мы не могли сделать на ней дневку, впереди было еще достаточно неопределенных мест, чтобы допускать отставание от графика. Но подъем на следующее утро отменили в принципе. Решили немного половить на этом месте кайф.
8-й день. Пробег - 47 км, время на маршруте - 7:00 С утра купались, ловили рыбу, отдыхали. Не помешал даже небольшой дождичек из набежавшей дежурной тучки. Около часа дня распрощались с Хижозером и вышли на маршрут. Дорога шла точно по карте и была хорошо проезжей, но тут появилось обстоятельство, несколько замедлившее наше продвижение. Грибы. Подосиновые. Красивые и аппетитные, они росли прямо на дороге, между колей и по бокам. Первыми не выдержали Алекс с Оксаной. Они начали останавливаться и эти грибы собирать. И очень скоро передовой части колонны тоже пришлось останавливаться, чтобы их поджидать. А коли остановились, то собирать стали и мы. В итоге очень быстро было набрано около 3-х ведер грибов. Дальнейший сбор был признан излишним, но Алексы уже вошли в такой азарт, что даже запирание дверей и пристегивание ремней безопасности не помогало – они все равно останавливались, вылезали из машины, и рвали и рвали... На дороге попались еще 2 ненадежных мостика, один из которых был пройден аккуратно, а другой – ходом. А дальше мы подошли к участку, который вызывал у меня некоторые опасения. Дело в том, что указанная на карте дорога здесь заканчивалась. Не удалось мне однозначно ее определить и по спутниковым фотографиям. Лишь отчет «Северо-западников» свидетельствовал о наличии «едва заметной тропки» и старой гати через болото. Однако чем ближе мы подходили к неопределенному участку, тем отчетливей становился довольно свежий УАЗовский след. Наконец, мы выехали на косую Т-образную развилку, обозначенную на карте. Направо достаточно накатанный след уходил в сторону Хижозера, туда, где на карте обозначена изба. Местный мужик рассказывал мне в Валдае, что дальше за избой – заброшенная деревня Хижозеро. Налево тоже было накатано. Наименее наезженной выглядела дорожка, по которой приехали мы. Рассудив, что нам налево, к лесовозным дорогам, мы тронулись дальше. И очень быстро действительно приехали к грунтовке, связывающей Валдай и Сумский Ям. По пути попалось застланное гатью болотистое место, но, как и везде, пересохшее, за исключением пары луж. Мы свернули на грунтовку и помчались к Сумскому Яму, притормаживая только для фотосъемки и преодоления хлипких мостиков. Наше быстрое продвижение омрачал лишь постоянно усиливающийся вой в заднем мосту Патруля. Вот и Сума. Памятная табличка в честь Осударевой дороги и деревянный крест. За мостом – небольшая полянка с кострищем. В зарослях угадываются следы Сумского острога – рвы и остатки подбашенной подсыпки. Накрапывал дождик, и вокруг было как-то уныло. Место никак не подходило для стоянки, и уж тем более – для дневки. Квазик съездил на разведку дальше по дороге, в надежде найти подъезд к Пулозеру, но вернулся, лишь обнаружив небольшую стоянку у заболоченной ламбины. Посовещавшись, мы решили несколько вернуться по дороге назад и искать выезд на озеро у дельты реки Кукши-Моксы, как и планировалось заранее. По дороге разведали еще один ус в сторону озера, но и он оказался тупиковым. Поехали дальше и вдруг уперлись... в бобрятник. Эти гады бобры запрудили слив из ламбины в аккурат на дороге. В результате ее залило, и глубина брода приближалась сантиметрам к 80. Часто же по этим дорогам ездят! Мы попытались расковырять плотину, и это нам удалось, только уровень воды от этого не понизился. После неких раздумий Квазик прошел брод и уехал дальше на разведку. Экипаж Крейсера в брод отказался лезть наотрез, Алекс и Дядя Коля сомневались. Я был в принципе не против нырнуть, но только если это имело бы какой-то смысл. Стали ждать известий от Квазика. Гена с Мариной довольно долго блуждали по лесовозным усам, форсировали Кукшу-Моксу туда и обратно, покатались по недавним вырубкам, но подъезда к Пулозеру так и не нашли. У них, к сожалению, не было Гуглевской фотографии, да и нет уверенности, что она бы помогла. В общем, они вернулись к нам. Мы решили больше не плутать, а встать на обнаруженной ими ранее стояночке за Сумским Ямом, дневки назавтра не делать, а идти на дополнительный спецучасток, прорываясь к узкоколейной насыпи в сторону Патрикеевых ламбин и Вирандозера. Тем более что ус в ту сторону Квазики обнаружили неподалеку. Опять промчались Сумский Ям и вскоре встали за песчаным карьерчиком, недалеко от дороги. Стояночка была неплохая, если не считать отсутствие проточной воды и некий напряг с дровами. Но зато какой в этот вечер был ужин! Грибов мы нажарили и наварили немеренно. Так, что отварных хватило еще на 2 дня вперед. Вот это жизнь!
9-й день. Пробег - 122 км, время на маршруте - 10:30 С утра позавтракали, собрались, и пошли на Патрикеевы ламбины. Свернули с дороги на новый лесовозный ус (накатанная дорога даже по Гуглю не светилась). Дорога петляла среди леса и свежих делянок, взбиралась на гряды, круто спускалась вниз, постепенно выходя на помеченную на карте тропу. С возвышенностей открывались прекрасные виды. Пулозеро как на ладони, остров Вороний на нем. Леса, болота, ламбины... Вот и прямая, как стрела, узкоколейка. Тоже накатанная, мосты в порядке, гати сухие. Мы помчались в сторону Вирандозера. Очередной спецучасток оказался просто хорошей, красивой грунтовкой. Но на дороге нас задержали две поломки. Сначала у Алекса от радиатора отвалился штуцер. Распространенная поломка для пожилых Фронтер. К счастью, оставшегося на радиаторе обломка было достаточно, чтобы закрепить патрубок. Потом напомнил о себе Патруль. На этот раз разболталась передняя ступица. Пока подтягивали подшипники, девушки устроили нам перекус. Тут же мы решили еще больше усложнить маршрут и таки попытаться пробраться на Белое море, к мысу Вардии, где Петр I начал свой грандиозный волок. Починившись и перекусив, поехали дальше, и вскоре выехали на грейдер на Вирандозеро. Дождя уже не было давно, и на грейдере нас ждали клубы пыли. Мы увеличили дистанции в колонне, но это слабо помогало. Салоны и шмотки покрывались серым налетом, пыль поскрипывала и на зубах. В Вирандозере купили у местных 10 л бензина – НЗ для Квазика. Парни имели слабое понятие о том, как проехать к Вардии, но сказали что-то о том, что трактора и вездеходы там тонут. Пройдясь рейдом по местным сельпо, мы двинулись дальше. Для прорыва к мысу избрали южную дорогу. Грунтовка сначала была накатанной, но все быстро закончилось у ручья с отсутствующим мостом. Квазик попробовал проехать правее, но подсел, и вылез на лебедке. В ручей кинули пару сэнд-траков и Крейсер и я проскочили ходом. Алекса и Дядю Колю поддернули лебедкой. Дальше дорога была сильно заросшей. Прямо вспомнилась Выгореция. Мы доехали до следующего ручья, моста через него тоже не было. Решили пойти на разведку. За ручьем нас ждало разочарование: сплошная топь, проехать нереально. Решили разворачиваться и пробовать северный проезд, не до мыса, а хотя бы просто до моря. На обратном пути первый ручей пришлось уже основательно застилать тракам – брод мы порядком разворотили. По тракам перебрались без проблем, выкатились на грейдер. У реки Руйги нашли наезженную отворотку направо, мы с Квазиком пошли на разведку по ней. По пути попались несколько припаркованных «Головастиков» покосников и рыбаков. А через 4 км, как и «Северо-западные», мы уперлись в разрушенный мост. Мы с Геной пошли на разведку пешком. За мостом периодически попадались засадные ямы, а потом дорога вышла на заболоченную вырубку со здоровенными пнями в колее. Мы вернулись к машинам. По рации народ стал дружно требовать нашего возвращения и предлагал попытаться выехать на берег Белого моря севернее, у горы Апии. Мы предложили им идти вперед, на разведку, а сами обещали догнать. По пути назад, к грейдеру, отловили местного рыбака, который удивился, что мы паримся, и сказал, что у Апии народ выезжает на берег на недоприводе. Мы покатили туда. У Апии мы почти догнали остальную группу. После довольно долгой разведки, наконец, нашли выезд на море с приемлемой стоянкой. Сколько было радости на берегу! Отлив только начинался, и мы заезжали на машинах в воду, фотографировались так и сяк, шлепали по пляжу в сапогах. А потом встали стоянкой у основания мыса Попов Островок, с северной стороны. Стоянка была довольно красивая. Слева – лагуна с песчаным берегом, справа – каменные лбы и выступающий к мысу лес. На море тут и там виднелись гористые острова, а над ними нависали тучи и лили дожди. Но место, судя по всему, очень посещаемое и порядком грязное. Громадных размеров комары впивались в наши пятые точки даже через матерчатые раскладные табуретки. Дневку мы опять решили не делать.
10-й день. Пробег - 292 км, время на маршруте - 11:20 На утро пошел мелкий моросящий. Те, кто не успел пораньше снять палатки, собирали их мокрыми. Зато, когда мы выбрались на грейдер, там не было никакой пыли. Наш путь лежал на Сумский Посад. Мы поехали обратно той же дорогой через Вирандозеро, а потом, у ручья Самоварный, свернули с большака на прямой грейдер, оказавшийся, правда, сильно разбитым. По дороге у Алекса развалилась эластичная муфта кардана. Он заменил ее на б/ушную. После долгой тряски по залитым лужами грейдерам мы въехали в Сумпосад. Посетили местный магазинчик, закупили куриные окорочка на шашлык. Потом в последний раз пересекли широкую Суму, и покатили дальше, в Беломорск, по широкому, довольно ровному, но тряскому грейдеру. В местечке Сухое, у моста через реку, устроили перекус. В Беломорске мы останавливаться не стали. Сразу проехали на бензоколонку на выезде из города. 95-го бензина там не было, так что я решил заправляться уже на мурманской трассе, в Пушном. На выезде с бензоколонки опять заглох Патруль. На сей раз отвалилась аккумуляторная клемма. Пока разбирались, меняли клемму, и накачивали колеса до асфальтового давления, Тоха замариновал окорочка. По дороге в Пушное остановились, набрали питьевой воды из родника. На мурманской трассе я заправился, и мы дружной колонной двинулись по ней на юг под завывания Патруля, которого мы к тому времени прозвали троллейбусом. Уже в 9 вечера доехали до Сегежской развязки. Тут нам направо, на нескончаемые грейдеры до Янгозера и Ваттоваары. Мы пополнили на развязке запасы горючего, вновь приспустили колеса, и свернули на грейдер. Через 7 километров проехали деревню Волдозеро и сразу же свернули направо, к самому озеру. Уже смеркалось, и надо было вставать. Стояночку нашли быстро, километрах в 2-х от дороги. Буквально за километр до стоянки у Крейсера отвалился задний амортизатор. Открутилась гайка штока. Ребята пытались найти резинки и гайку на дороге, но безрезультатно. Ремонт отложили на утро. Поставили лагерь на берегу озера, напротив деревни. Несмотря на позднее время, сделали барбекю. Тоха мастерски пожарил окорчка. Было вкусно, и, невзирая на усталость, сидели мы у костра далеко за полночь.
11-й день. Пробег - 175 км, время на маршруте - 6:30 Наутро Володя с Антоном починили Крейсер. Работы было много, и выехать мы смогли только около 2-х часов дня. Дороги подсохли, и опять началась пыль. Шли растянутой колонной, изредка фотографировали красивые места. Крейсер периодически то уходил вперед, то останавливался и отставал – ребята проверяли состояние амортизатора. В Паданах подкупили продуктов в магазине, наелись мороженого. За Гумарино свернули направо, к Янгозеру. Перед Кукозеркой, на развилке нескольких дорог, разъехались искать приемлемую стоянку. Я пошел вдоль восточного берега, но нашел лишь две стоянки – одну, занятую большой группой москвичей, и другую, сильно грязную. Дальше дорога пошла по самому берегу, а потом отвернула от озера, и, проехав мимо ламбинки со сгоревшей избой, я уперся в свежую вырубку. В это время ребята нашли свободную стоянку на западном берегу. Одну из тех, которые мы забраковали два года назад, как слишком обжитые. С ветерком прокатившись вдоль берегов и форсировав Кукозерку, я присоединился к остальным. Для большой группы стоянка была очень неплохой. Весь мусор был кем-то аккуратно прибран в сторонку. Под деревянной панелью лежал запас наколотых дров. Стоянка выходила на лагунку с полосой песчаного пляжа. Здесь мы решили, наконец, встать на дневку. За два года на Янго произошли заметные изменения: озеро стало очень посещаемым, больше стало оборудованных стоянок, мусора. Дороги стали накатанными. Вот вам работа Интернета налицо.
12-й день. С утра я, Николай и Боря уехали добывать дрова. В окрестности стоянки их просто не было. В километре от нее, недалеко от дороги, мы нашли несколько сушин. В две ездки оттрелевали их в лагерь, попилили, а распалившийся Тоха все это переколол. Теперь у нас была гора дров, и можно было устраивать баню. Квазика послали на Кукозерку за камнями. Когда он вернулся, на пляже сложили каменку с топкой внутри, и развели огонь. Однако вскоре разогревающиеся камни начали лопаться, свод топки рухнул, и пришлось дотапливать каменку, обкладывая дровами снаружи. Во второй половине дня погода испортилась, и нас периодически накрывали дожди. Со всеми проволочками к вечеру баня была готова. Над каменкой поставили х/б тент от старой польской кемпинговой палатки, наглухо закрыли вход, обсыпали песком края. Баня почему-то популярности не возимела. Парились только мы с Борей и Гена с Мариной. Зато с каким удовольствием! Пока мы ловили кайф, Николай занялся задним мостом Патруля. Ситуация складывалась удручающая. В масле было полно изношенного металла, хвостовик ведущей шестерни со страшными люфтами ходил ходуном. Попытки дотянуть его гайку ни к чему не привели. Решили после выезда на асфальт снять задний кардан и ехать дальше на переднем приводе, чтобы мост, по крайней мере, не заклинило.
13-й день. Пробег - 210 км, суммарное время на маршруте - 11 часов, из них «треккинг» на Ваттоваару (горизонтальный километраж) - 5 км, 3,5 часа На утро был назначен ранний подъем. В этот день нам предстояло осмотреть Ваттоваару, а потом продвинуться по дорогам как можно дальше к Петрозаводску. И первый раз за поход все встали в 8. В 10 утра мы уже вышли на маршрут. Погодка была хреновенькая. Перевалили гору Мистамане, и по хорошей грунтовке помчались в сторону Гимол. Я очень люблю эту дорожку. Она малоиспользуема, и потому находится в хорошем состоянии. Гораздо приятнее ехать по таким дорогам, чем по тряским грейдерам. То, что на этой дорожке хлипкие мосты – полный бред. Пишут так те, кто по-настоящему хлипких мостов не видел. Пришлось отметить, что и эта дорожка теперь используется гораздо интенсивнее, чем пару лет назад. Мы свернули к Ваттовааре и помчались дальше. На развилке перед горой, после короткого совещания, я повел группу налево, стремясь выйти к месту с самым коротким (но и самым крутым) подъемом на гору. Мы остановились, упихали машины на обочину, собрали плащи, GPS-ки и фотоаппараты, и полезли наверх. Я явно недооценил крутизну подъема. Все здорово запыхались на этом заросшем лесом крутяке, но, упорно цепляясь за деревца и кустики, вслед за Володей и Тохой лезли наверх. С 2/3 подъема нам открылись красивые виды на запад Карелии. Леса, болота, реки, озера... К сожалению, низкие серые тучи несколько портили условия для фотосъемки. Вскоре мы достигли первого плато. Появились долгожданные сейды. Сразу обращало на себя внимание различие в породе камней оснований и «голов» сейдов. Явно людских рук дело. Собравшись, мы двинулись дальше и достигли основного плато вершины. Несмотря на накрывший гору дождь, картина была впечатляющей. Сейдам не было числа! Ими были увенчаны все каменные выступы. А кое-где они стояли тесно, как стулья в кинозале. Повсюду росли сосны с причудливо изломанными, перекрученными ветром стволами и сучьями. Никто из нас не пожалел, что, пыхтя на подъеме, лез сюда. Между тем, угнетающей и зловещей картину назвать было нельзя. Скорее мы чувствовали себя попавшими в музей древней истории. Может, мы просто далеки от суеверий и не верим в потусторонние силы? Делая большую петлю по грядам среди плато, мы пытались представить себе устройство древнего капища. Вот жертвенник, вот место вождя, VIP-места, вот амфитеатр. Пытались также выяснить привязку к сторонам света. Ничего особо толкового у нас не вышло. Вдоволь налюбовавшись, повернули обратно. Алексы и экипаж Крейсера пошли спускаться к машинам напрямик, короткой дорогой, а мы, остальные, сделали петлю на юг, стараясь придерживаться более пологого спуска. Одновременно мы «паслись» на черничниках и морошке, осматривали попадающиеся сейды, некоторые из которых были очень внушительных размеров. Постепенно мы отклонились к западу, и, преодолев пару крутых участков, вышли на дорогу в километре от наших машин. Присоединились к остальным и устроили перекус. Дальше, в соответствии с планом маршрута, вернулись к Янгозеру, проехали вдоль его западного берега и вышли к Чинозеру. Останавливаться на запланированной стоянке на Чинозере не стали – мы уже на день выбивались из графика, Крейсер торопился домой, да и состояние Патруля заставляло нас быстрее продвигаться к дому. Однако срезать спецучастком угол грейдеров от деревни Янгозеро до Совдозеро мы не отказались. 2/3 спецучастка оказалось широкой лесовозной дорогой, недавно выровненной грейдером. Оставшаяся треть – приличная (для внедорожника) грунтовая дорога. Лишь бродик через очередной бобрятник несколько нас развлек. В Совдозере пополнили запасы воды и покатили на Юстозеро, к асфальту, а потом повернули на юг, на Гирвас. У Пальеозера Квазик остановился для замены тормозных колодок. Все уже порядком устали и мы с Алексом стали искать стоянку. Однако приемлемого места найти не удалось. Весь берег Пальеозера вдоль дороги обжит и застроен какими-то сараями. В результате, когда Квазик починился, решили напрячься и продолжить путь до стоянки на озерке Мутолампи, найденной нами два года назад. На стоянку приехали уже за полночь, по пути заправились на бензоколонке за Гирвасом. Несмотря на близость к Петрозаводску, стоянка на Мутолампи очень приятная. Небольшая, живописная ламбина с песчаным дном, сосновый бор на берегу. Впечатление не портит даже слышимый шум с Мурманской трассы. В темноте мы поставили палатки, приготовили еду. Это была наша последняя стоянка на маршруте. Рано утром Володя с Антоном уезжали в Питер, так что распрощались мы с ними перед тем, как разойтись по палаткам.
14-й день. Пробег (для московских экипажей) - 195 км, время на маршруте - 12,2 часа Наутро собирались медленно. Торопиться что-то не хотелось, мы тянули последние часы рейда. Около часа дня выехали на Петрозаводск. Там мы проехали на набережную, сфотографировались, попили кофе в летней кафешке. Потом мы расстались с Мариной, Геной, Оксаной и Алексом. Они поехали по трассе на Лодейное Поле и, далее, на Питер. А мы пошли по дороге вдоль западного берега Онежского озера в сторону Вознесенья. Как и было запланировано, мы с Дядей Колей хотели прорваться второстепенными дорогами в Ленинградскую область, к Важинам и Подпорожью, так что для нас рейд продолжался. Таким образом, мы не только выполняли маршрут в полном объеме, но и прилично экономили километраж, что для Патруля с рассыпающимся задним мостом было актуально. В Педасельге мы свернули с трассы направо, на Ладву. О чудо! Асфальт продолжался до самой Ладвы. Мы настолько привыкли к тому, что в Карелии в этом году грязи практически нет, что и предстоящий спецучасток на границе с Ленобластью представлялся нам как очередной облом для джиперов. За Ладвой свернули на Пай. Проехали Пай, Ревсельгу... На окраине Ревсельги дорога уперлась в тупик. Остановились расспросить местных, как проехать на Токари. Мужик (похоже – дачник) поинтересовался, не экстрималы ли мы, и, лишь получив утвердительный ответ, подошел поближе, рассказать, как ехать. Он нас не отговаривал там ехать, сказал лишь, что проезжают там только КАМАЗы и трактора. Мы поблагодарили, и поехали. Судя по всему, в этих местах собирались проложить нормальный грейдер. Да так и бросили. Высокая, широкая песчаная подсыпка шла-шла, да и уперлась в лес. Налево с подсыпки уходила грунтовка – глубоченные тракторные колеи, сплошь залитые водой. Мы почесали репу и решили вернуться на несколько сотен метров назад, на первый такой же отвилок. Мы отчетливо осознавали, что где-то в лесу эти две дорожки встретятся, но надеялись, что проезд по первой будет для нас проще. Съехали с насыпи, спустили колеса. Дальнейшее можно охарактеризовать кратко: рай для джипера. Глубокие колеи, в которые нельзя падать – тут же садишься на мосты. Через каждые 30 – 100 метров – лужи с раскисшим глиняным дном, спуски, подъемы... И поверх всего этого – след стандартной УАЗовской резины. Мы ползли медленно и печально. Одно лебежение следовало за другим, и вскоре я потерял им счет. С каждым из них стрелка вольтметра опускалась все ниже и ниже, несмотря на то, что мотор я не глушил вообще. Дядя Коля на 33-й грязевой резине шел за мной и застревал раза в 2 реже. Но все равно, приходилось периодически разворачиваться, и протаскивать за собой тяжелый Патруль. В одном месте я просто не мог развернуться, глубокие тракторные траншеи, уходящие впереди в очередную засаду, не давали ни единого шанса. А Патруль за мной уже в них лежал. Тогда мы изобрели из удлинителя лебедочного троса, двух блоков и корозащиток хитрую кинематическую схему, с помощью которой его удалось вытащить из колеи, не разворачиваясь. Несколько раз приходилось пропиливать объезды засад, расчищая их от валежника. А между тем темнело. Примерно на середине СУшки колеи сменились свежим бульдозерным следом. Но это только усложнило нашу ситуацию. Недавно потревоженный ножом грунт превратился в сплошное засасывающее месиво. Порой было трудно вытащить из него сапоги, а что уж говорить о колесах! Мы не переставали удивляться проходимости прошедшего здесь УАЗа и мастерству его водителя. По следам не было заметно, что он хоть где-то буксовал. Но под конец у нас все же зародились сомнения. Было уже темно, и я только что вытащил Патруль из очередной засады. Меся раскисший грунт, Дядя Коля медленно, но своим ходом вползал на глинистый пригорок. Грязевая резина рулит! Вдруг сзади показались фары. Мелькнула мысль – «вот и УАЗик». Но это оказался, конечно, трактор. Завидя приближающийся из темноты старенький «Белорусь», я лихо юркнул в машину и вжал ее в маленькую полянку подле дороги. В каком состоянии поздним пятничным вечером мог быть местный тракторист? Но Патруль стоял посреди дороги, и трактор остановился за ним. Из него вылез абсолютно трезвый мужик и изрек: -Не х... себе! Я не думал, что машины здесь ездят. Ну вы, ребята, даете! Дальше выяснилось, что его вызвали по мобильнику со стороны Токарей, чтобы забрать и протащить через грязь «Буханку» с гостившей там компанией. А утром до этого он протаскивал ее туда. Так вот как здесь ездят УАЗики! На расспросы мужик ответил, что непролазная грязь скоро закончится, ее осталось на 10 минут. Мы стали пытать, сколько это в километрах, и он, подумав, сказал, что не более полутора. Мы стали прикидывать, сколько для нас это часов. Потом мужик сказал, что он все равно идет порожняком, и может, взяв нас на буксир «паровозиком», провести через оставшийся засадный участок. Дядя Коля с радостью согласился, а я наотрез отказался. Фронтера, с ее IFS, отнюдь не такая дубовая, как Патруль, и разложиться на каком-нибудь бревне, беспомощно болтаясь на веревке за трактором, не хотелось. Уж лучше я медленно, на своей лебедочке... Дядя Коля любезно предоставил мне своего штурмана, и, бодро переваливаясь через грязь, отбыл вслед за трактором. Мы с Борей только преодолели следующую засаду, когда Николай сообщил по рации, что его уже отцепили, и трактор идет в нашу сторону с «Буханкой» на буксире. Мы опять спрятались на обочину. Через 5 минут Белорусь протарахтел мимо, с болтающейся сзади «Буханкой». Ее водитель тщетно пытался рулить. Вся эта кавалькада заровняла своими мостами грунт и выдавила грязь из колей. Так что дальше мы тупо шли по их следу ходом. Неожиданно быстро, всего лишь с еще одним лебежением, мы приехали к Патрулю. Месиво продолжалось и дальше, почти до самых Токарей, но уже вполне проезжабельное.
15-й день и утро 16-го. Пробег - 1035 км, время в на маршруте - 28,5 часов За Токарями мы встали на грейдере, накачали колеса, смотали троса, переоделись в чистое, перекусили. Время тикало к 2-м часам ночи. 7,5 км спецучастка мы прошли ровно за 7,5 часов. Не останавливаясь на ночлег, мы поехали в Подпорожье. Там заправились, и по новому, хорошему асфальту пошли на Вытегру. Утром монотонная дорога и скорость в 60 – 70 км/час (быстрее на Патруле было ехать стремно) стали усыплять. Свернули на покос, 1,5 часа поспали, сварили кофе. У развилки на Вознесенье асфальт ушел на Вознесенье. А для нас начался совершенно разбитый, ужасный грейдер. Периодически перемежаясь асфальтом, он продолжался километров 50, почти до самой Вытегры. В Вытегре мы заправились и поползли дальше. Задний мост Патруля завывал на все лады, и с каждым десятком километров звуки становились все более угрожающими. Поэтому, где-то посередине пути между Вытегрой и Вологдой, Николай с Борей сняли с Патруля задний кардан и поехали на переднем приводе. Несмотря на то, что машина стала несколько труднее управляться, наша скорость сразу возросла до 80 км/час. А самое главное - пропал ужасный вой. На ночлег мы так больше нигде и не остановились. Собрав все силы, с двумя короткими остановками на час-полтора сна за рулем, доехали до Москвы.
Вот и все... Ранним воскресным утром я поставил машину в гараж, пришел домой, помылся и рухнул в кровать. И снились мне шум Шелтпорога, треск костра, тишина Хижозера, пейзажи Белого моря, сейды Ваттоваары... Туристы – бродяги, куда занесет нас в следующий раз?
Активная часть рейда (со стартом и финишем в Вытегре) составила 1663 км. Общий пробег для Московских экипажей - 3216 км.
Трек активной части рейда в ZIP-архиве
Полный фотоотчет о рейде с морем прекрасных фотографий
|